ФИЛЬМ "ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО"
заставказаставка
 
 Кир Булычев  Алеша Муравьев  Людмила Аринина
 Павел Арсенов  Катя Авербах  Вячеслав Баранов
 Евгений Крылатов  Лена Коляскина  Татьяна Божок
 Юрий Энтин  Маша Баукина  Екатерина Васильева
 Татьяна Дасковская  Наташа Шанаева  Игорь Ясулович
 Наташа Гусева (Мурашкевич)  Георгий Бурков  Борис Щербаков
 Алеша Фомкин  Евгений Герасимов  Елена Цыплакова
 Марьяна Ионесян  Валентина Талызина  Рубен Симонов
 Илюша Наумов  Наталья Варлей  Лена Перова
 Вячеслав Невинный  Елена Метелкина  Инна Чуркина (Гомес)
 Михаил Кононов  Владимир Носик  Мария Скворцова
 Антон Суховерко  Мария Стерникова  Светлана Харитонова
 Семен Бузган  Андрей Градов  Каскадеры
 
В ФИЛЬМЕ СНИМАЛИСЬ...
Актер Михаил Кононов
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
Актер Михаил Кононов.
Родился: 25 апреля 1940 года.
Заслуженный артист РСФСР (1989).
фото
Михаил Кононов.

Актер Михаил Кононов,
Пират Крыс в телефильме
"ГОСТЬЯ из БУДУЩЕГО".

Окончил Театральное училище им. М. Щепкина (1963). До 1968 - актер Академического Малого театра. 
Актер киностудии им. М. Горького. Наибольшую популярность получил, сыграв молодого учителя в телефильме "Большая перемена". 
Среди лучших ролей в кино: Глазков - "Начальник Чукотки", Алеша Семенов - "В огне брода нет", Павлик - "Начало", Фома - "Андрей Рублев", Митька Ярмолюк - "Здравствуй и прощай", Аким - "Таежная повесть", Василий - "Василий и Василиса". 
Актеру свойственно сочетание мягких комических красок с драматической глубиной.
Не сложилось у Кононова с театром. После окончания училища им. Щепкина в 1963 году Михаил Кононов пришел в Малый театр. Поначалу казалось, он вписался в театральную среду. Однако в дальнейшем отношение руководства Малого театра к молодому актеру изменилось - ходили слухи, будто мэтрам не нравилось, что Кононов делает карьеру в кино. Спустя 5 лет актер покинул театральные подмостки навсегда.

В конце 70-х годов Михаилу Ивановичу пришлось продать московскую квартиру, чтобы купить дом в Истринском районе. 8 лет шел ремонт постройки конца ХIХ века. Так что жили Кононовы все это время, можно сказать, на стройке.

С конца 80-х актер все реже появляется на экране. От предложений чаще отказывается, с новым поколением в кинематографе принципиально не дружит.
В последнее время актер мало снимается и редко появляется на людях. После возвращения в Москву, работает руководителем службы маркетинга. Пишет сценарии, и по его соственным словам, "ищет себя".

"Если говорить о признании в профессиональных кругах, то больший успех принесла мне небольшая роль Фомы в "Андрее Рублеве"
А массовая популярность - такая, которую имеют "Большая перемена" и "Гостья из будущего", - меня не волнует.
Я просто старался профессионально сделать свое дело".

ФИЛЬМОГРАФИЯ
Гостья из будущего (1984)
Белый флюгер (1969)
Кадр из фильма  Василий и Василиса
Финист - Ясный Сокол (1975)
Начальник Чукотки (1966)
Красные пчелы (1972)
Держись за облака (1971)
Пока бьют часы (1976)
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Наш общий друг (1961) 
Первый троллейбус (1963) 
До свидания, мальчики! (1964)
Начальник Чукотки (1966)
Андрей Рублев (1966)  
Василиса Прекрасная (1967)
В огне брода нет (1967)
На войне, как на войне (1968) 
Белый флюгер (1969) 
Мальчишки (1969)
Начало (1970)  
Шутите? (1971) 
Держись за облака (1971)
Здравствуй и прощай (1972)  
Красные пчелы (1972) 
Пятнадцатая весна (1972)
Большая перемена (1972-73)  
Открытие (Рукопись академика Юрышева) (1973) 
Капитан Немо (1975) 
Финист - Ясный Сокол (1975) 
72 градуса ниже нуля (1976) 
Двадцать дней без войны (1976) 
Повесть о неизвестном актере (1976) 
Пока бьют часы (1976) 
Кольца Альманзора (1977) 
Ищи ветра... (1978) 
Комедия ошибок (1978) 
Любовь и ярость (1978) 
Сибириада (1978) 
Только каплю души (1978)
Таежная повесть (1979)  
Иначе нельзя (1980) 
Расследование (1980) 
Мореплавание Солнышкина (1980) 
Андрей и злой чародей (1981) 
Полоса везения (1981) 
Василий и Василиса" (1981)
Без видимых причин (1982) 
Вокзал для двоих (1982)
Безумный день инженера Баркасова (1983) 
Особый случай (1983) 
Гори, гори ясно... (1983) 
Гостья из будущего (1984) 
Один и без оружия (1984) 
Проделки в старинном духе (1986) 
Она с метлой, он в черной шляпе (1987) 
Первая встреча - последняя встреча (1987) 
Разорванный круг (1987) 
Христиане (1987) 
Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным (1989) 
Здравия желаю! Или бешеный дембель (1990) 
Царская охота (1990) 
Мементо мори (1991) 
Ближний круг (1992) 
Великий муравьиный путь (1992) 
Прекрасная незнакомка (1992) 
Курочка Ряба (1994) 
Царевич Алексей (1997) 
Вспоминая Чехова (19??)
Витрина (2000) ТВ-фильм
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ.
фото
Михаил Кононов.

Актера Михаила Кононова представлять нет необходимости в силу его необычайной популярности. Достаточно вспомнить фильмы "Начальник Чукотки", "В огне брода нет", "На войне как на войне", серию "Большая перемена" и сразу же в памяти герои - веселые и серьезные, наивные, добрые, и всегда обаятельные.
Впервые он снялся в кино еще будучи студентом театрального училища. Предложений было очень много, и он много работал. И вот в 1975 году - первое приглашение на фильм-сказку. Режиссер Геннадий Васильев снимает фильм "Финист - Ясный Сокол". В роли Яшки-писаря - Михаил Кононов. "Сказочный" дебют оказался удачным, и Г. Васильев снова пригласил актера для совместной работы в свою новую картину "Пока бьют часы" на роль начальника стражи. А режиссер киностудии имени Горького Игорь Вознесенский - постановщик киносказки "Кольца Альманзора" - увидел в Кононове главного героя. Те из вас, кто знаком с этим фильмом, наверняка запомнили бесстрашного и бескорыстного садовника с таким звонким, как весенняя капель, именем - Зинзивер.

Не так давно по Центральному телевидению демонстрировался многосерийный фильм "Гостья из будущего". Помните злого и хитрого космического пирата, который в зависимости от ситуации превращался В самых разных персонажей и совершал свои коварные поступки? Его тоже сыграл Михаил Кононов. Сыграл со свойственным ему мастерством.

Во всех своих ролях - маленьких и больших - он бесконечно правдив. Всегда веришь в существование его героев. Фильмы с его участием можно смотреть ни один раз. И когда смотришь на экран, то забываешь, что перед тобой актер Михаил Кононов, который имеет право на усталость, плохое настроение, который должен успеть в десятки мест и которого невозможно застать дома. Видишь только его героя, который живет для нас на экране.

Е. Емельянова
Экран - детям,
октябрь  1985г
Михаил Кононов. «Актер должен ломать режиссера»
фото
Михаил Кононов.
Известный актер Михаил КОНОНОВ, больше десяти лет проживший в небольшой деревушке под Москвой, в ближайшее время намерен вернуться обратно в столицу. Говорит, трудно стало жить в деревне, здоровье уже не то. Но возвращение в Москву отнюдь не означает возвращение в кино и театр. В столице Михаил Иванович планирует продолжить работу над своей первой книгой, которую он писал все эти годы в деревне. В ней актер расскажет о режиссерах, у которых он снимался, о партнерах в кино и театре, врагах и друзьях, предательстве и дружбе…

Бутырский хутор, где актер вместе с супругой живет уже десять лет, язык не поворачивается назвать «глухоманью». Это действительно хутор – здесь всего двадцать домов. Правда, отыскать хуторок непросто – даже на карте Истринского района населенного пункта с таким названием нет. Да еще и единственный указатель на повороте на Бутырский хутор сломали.

– Мы это место долго искали. Целенаправленно ездили по Подмосковью на машине и смотрели, – говорит Михаил Иванович. – И когда Наталья (супруга. – Прим. ред.) увидела, какой здесь из окна вид открывается, сказала: «Швейцарские горки!» Тогда здесь столько домов не было еще, это позже понастроили. Там коровки паслись на лужайке – идиллия! И место обособленное…

Дом Михаила Ивановича (красный кирпич, черная крыша) ничем не отличается от соседских таких же краснокирпичных. Но это единственный домик на хуторе, на котором есть номер – 21. Да, пожалуй, еще одно отличие это породистая собака – бультерьериха Фрося.

Хозяин дома встречает нас на крыльце. Проводит в небольшую гостиную. Дома очень уютно – заливистый кенар в клетке на подоконнике не смолкает ни на минуту. В небольшой гостиной – камин. Только топить его нельзя – наверху птицы свили гнездо.

Машины у Михаила Ивановича нет, он ездит в электричке. Его узнают, хотя он не снимается уже больше десяти лет. Сейчас львиную долю времени актер проводит в работе над своей книгой. В ней будет много известных фамилий. В киношных кругах Кононова знают, как человека прямолинейного, но актер утверждает, что его книга не будет резкой, поскольку он снимался «у талантливых или очень талантливых режиссеров, везло на таланты и в театре».

О коллегах и друзьях

В своей книге я пишу о тех людях, которые остались цельными натурами, это, например, Эфрос – гениальный режиссер. Цельная натура – это значит, человек не изменяет себе, своему кредо. Остаться цельной натурой было очень сложно в любые времена.

Так получилось, что мне все время встречались люди большого нравственного порядка. Со многими я дружил, например, с Олегом Далем мы были близки почти до самого его конца. Но я пишу про него не очень хорошо – у меня есть свое мнение о нем, которое отличается от того, что существует. В свое время была такая волна – «люди потерянного поколения». И вот Олег себе внушил, что он тот самый человек потерянного поколения. Поэтому он и был влюблен в Лермонтова, поэтому он так резко ломался – вот идет по жизни, идет, а потом бульк! Что-то, конечно, в нем внезапно проявлялось, но не полностью, к сожалению. Олег не нашел себя, а поэтому не реализовал, он себя пропил… Кино было не делом Олега.

Или блистательный актер Юрий Богатырев. Мы познакомились и подружились с ним буквально за пару месяцев до его смерти. Это был хороший человек и великолепнейший актер, с такими нюансами, с таким нутром… Как и Толик Солоницын, Влад Дворжецкий. У нас не ценили прекрасных актеров. Вот Влад Дворжецкий, снимаясь в главной роли в «Капитане Немо», вынужден был надевать темные очки, ехать на вокзал и подрабатывать частным извозом. Красивейший человек – на Западе ему бы цены не было.

Актеры – эгоисты по своей натуре, и в этом плане я не люблю эту профессию. Забывают многих. Нину Сазонову забыли, Анастасию Георгиевскую забыли – ее уже собака наполовину съела. Михаил Козаков правильно сказал, что работы в кино, в театре – это рисунки на песке. Появляется новое поколение, старое – забывают… Вот кто сейчас знает Дину Дурбин?

О кино

Никогда ни один хороший режиссер меня не трогал. Потому что есть профессиональные вещи, от которых актер не имеет права уйти, он должен режиссера ломать, как я, например, в «Большой перемене» ломал. Я очень резкий человек. Я могу сказать кому угодно свое мнение.

Я всегда играл, как чувствовал. Ведь творчество сидит внутри человека, и актер невольно выражает те мысли, те чувства, которые он исповедует. Настоящее искусство – это исповедь. Ни один мой киношный герой не похож на меня. Вот в театре я играл все время каких-то хулиганов, причем итальянцев – это мне ближе.

«Большая перемена» – это фильм для народа, для массового зрителя. Мне ценнее «В огне брода нет», «Андрей Рублев»…

О карьере

У меня вся жизнь в кино прошла очень хорошо и ровненько – как по ниточке. Я всегда снимался у тех режиссеров, у которых мечтал сняться. Материализация мыслей, да… Я об этом тоже пишу. Я увидел фильм Калика – «Человек идет за солнцем» и подумал: «Господи, какой хороший режиссер! Как бы мне у него сняться?» И тут мне сообщают, что Калик отобрал меня по фотографии для картины «До свидания, мальчики!» Потом я увидел «Иваново детство» и подумал опять: «Господи, только бы сняться у Тарковского, и больше уже ничего не надо!». И меня буквально тут же вызывают на «Мосфильм», и опять меня утвердили по фотопробе.

В 1994 году дал себе слово – сниматься я не буду! И как отрезало. Правда, из последних картин мне очень понравился «Брат», потому что герой фильма – не предатель. А вот «Бригада» – это жуть и фальшь, как и «Август 44-го». Кино обязательно должно воспитывать человека.

Мне очень нравится все, что делает Никита Михалков. И сам он мне нравится. Я пришел в ужас, когда читал гадости, которые про него писали. Я у него снимался и видел, как он работает – как вол! Он спит по 4–5 часов в сутки. Он 15 лет собирал вокруг себя свой коллектив, а сейчас снимает рекламу для иностранцев, чтобы прокормить «ТриТэ», чтобы его работники были при нем. Коллектив его боготворит.

Актеров много было хороших и сейчас есть. Но их не открывают, зациклились на «трех эм» – Меньшикове, Миронове и Машкове. Конечно, они хороши. Но уж очень во многих картинах мелькают и этим портят себя. Недавно я смотрел «Идиота». Местами Миронов – великолепен, но местами – провален. Герой то идет по одной линии, то вдруг раз – и скисает.

Из молодых актеров мне всегда нравился Певцов – это великолепный актер, все, что он делает у Марка Захарова, – замечательно. Но то, что он вытворяет в последнее время на экране вместе со своей супругой, – нехорошо.

О жизни

Скоро переезжаем в Москву. Уже и район выбрали. Наташа плачет каждый день – не хочет. Привыкли. У нас ведь здесь и виноград растет, помидоры ведрами соседям отдавали, капуста, тыквы – этим вполне можно жить. Но тяжело уже сейчас стало, работать на участке не под силу. Фросю жалко – она привыкла здесь бегать по улице. Как там будет гулять – непонятно. Мы ради нее и район выбирали, чтобы побольше парк был. А если в кино звать будут – я не пойду. Не хочу больше сниматься, не буду.
Марина БАЗЫЛЮК
газета "Новые Известия",
2 апреля 2004г


Ждем ваших писем

Использованы материалы:
Кадры из фильма
Твочческий портрет, статья Е. Емельяновой,
журнал Экран - детям, октябрь  1985г 
Актеры советского кино (http://actors.khv.ru), 
Интернет-магазин "ОЗОН"(http://www.ozone.ru) ,
интервью С.Капкова (ТВ-Парк №36, 1998)
"КИНО: Энциклопедический словарь."М., "Сов.энциклопедия", 1986.
Сайт "ХАРАКТЕРНЫЕ АКТЕРЫ РОССИЙСКОГО КИНО"
МиелофонстрелкаСнимается кино стрелкаВ фильме снимались... стрелкаПерсоны
Сайт открыт 1 июля 1999 года.

© Материалы - Наталья Мурашкевич